Институциональный анализ системы государственных закупок РФ
Участники проекта:
Описание проекта
Наш проект посвящен институциональному анализу различных субъектов системы государственных закупок в России: поставщиков, государственных заказчиков и третьей стороны (судов и антимонопольной службы). В своих исследованиях мы опираемся на выводы и положения теории неполных контрактов, теории аукционов, сравнительного институционального анализа и институционального анализа бюрократии.
Контрактный подход позволяет акцентировать внимание на проблемах, возникающих в рамках контрактных отношений между заказчиком и поставщиком, выделить причины возникновения проблем и вывести способы их решения. Рассматривая различные аспекты комплексной системы государственных закупок, мы решаем вопросы, связанные с влиянием информационной прозрачности на уровень цен, согласованным поведением поставщиков, долгосрочными отношениями между заказчиком и поставщиком и издержками использования формальной системы принуждения.
В качестве источников эмпирических данных мы используем информацию о государственных контрактах, торгах, проведенных на сайтах государственных закупок, деятельности арбитражных судов и поставщиков. Имеющиеся данные позволяют нам исследовать результаты закупок конкретных благ в конкретных регионах, а также проводить межрегиональный анализ и изучать отдельные кейсы.
Если Вы заинтересованы в нашем проекте, пишите Елене Подколзиной (pea.work on gmail.com).
Текущие проекты
- Региональные различия в относительных ценах государственных контрактов: роль информационной прозрачности
- Двухшаговый метод выявления сговора поставщиков в аукционах госзаказа: раскрытие картелей на примере анализа отрасли дорожного строительства.
- «Фундаментальная трансформация» и нечестная конкуренция в государственных закупках медикаментов: влияние антимонопольной службы
Законченные проекты
4. Информационная прозрачность государственных закупок в российских регионах: оценка и объяснение
Схема, представленная ниже, иллюстрирует процесс государственных закупок в России и показывает положение наших проектов относительно друг друга. Номер проекта – цифра от 1 до 4.
Семинары проекта
Помня о том, что "одна голова - хорошо, а две - лучше", каждую неделю мы проводим мини-семинары. Первоначально мы активно разбирали на них теоретические и эмпирические статьи, затрагивающие наши исследовательские интересы, и делились новостями о российской практике в сфере госзакупок. Сейчас наше внимание так же направлено на обсуждение результатов и дальнейших направлений собственных исследований.
Для участия в семинарах пишите Марии Островной (maryostrovnaya@mail.ru). Мы Вас ждем!
Текущие проекты
Региональные различия в относительных ценах государственных контрактов: роль информационной прозрачности
Расходы регионов России на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд настолько велики, что вопрос ценовой эффективности государственных закупок – то есть закупок благ необходимого качества по минимальной возможной цене – не теряет своей актуальности. А, следовательно, необходимо понимать, что оказывает влияние на цены государственных контрактов. Исследуя относительные цены государственных контрактов на закупку бензина и дизельного топлива, мы показываем, что более высокий уровень прозрачности информации о проводимых закупках приводит к более низким ценам контрактов. Причем информационная прозрачность оказывает влияние и на количество потенциальных участников торгов, и на их возможности стратегического поведения в ходе торгов, что, в свою очередь, влияет на цены. В данном исследовании мы принимаем во внимание оба эффекта.
Публикации в рамках проекта
Региональные различия в относительных ценах государственных контрактов: роль информационной прозрачности Бальсевич А.А., Пивоварова С.Г., Подколзина Е.А. // Вопросы государственного и муниципального управления, 2012. № 2. C. 97—111 [статья]
Двухшаговый метод выявления сговора поставщиков в аукционах госзаказа: раскрытие картелей на примере анализа отрасли дорожного строительства
Сговор между поставщиками в закупочных аукционах всегда был и остается одной из самых острых проблем системы госзаказа. Существование неформальной договоренности между фирмами о разделе государственных контрактов может привести как к необоснованно-завышенным закупочным ценам, так и к общей неэффективности рынка (которая может выражаться в плохом качестве поставляемых товаров, срывах сроков поставки и.т.п). В данном проекте мы предлагаем метод выявления сговора, основанный на анализе результатов проведенных аукционов. На примере закупок дорожного строительства мы показываем, как с помощью предложенного метода можно выявить нелегальный картель, устроенный по т.н. «оборотной схеме» - схеме, в которой поставщики заранее договариваются о разделе контрактов между собой и выдвигают подставные ставки с тем, чтобы создать иллюзию честной конкуренции. Предложенный нами инструмент может быть применен и к любой другой отрасли, как исследователями, так и контролирующими органами для выявления неформальных договоренностей между компаниями-участниками госзаказа.
Публикации в рамках проекта
Возможности горизонтального и вертикального сговора при осуществлении государственных закупок: анализ ситуаций Бальсевич А.А., Еремина А.В., Зороастрова И.В., Морозов И.А., Островная М.В., Пивоварова С.Г., Подколзина Е.А. // WP10 «Научные доклады Института институциональных исследований», М.: НИУ ВШЭ, 01/2012. [препринт, принят к печати]
Фундаментальная трансформация» и нечестная конкуренция в государственных закупках медикаментов: влияние антимонопольной службы
В данном исследовательском проекте мы анализируем незаконные долгосрочные отношения между государственным заказчиком и его предпочитаемым поставщиком. Целью исследования является изучение влияния действий Федеральной антимонопольной службы (ФАС) на уровень конкуренции (число участников и цены) в аукционах. Данные, лежащие в основе исследования, были собраны с официального сайта государственных закупок одного из регионов России. Общая база состоит из 652 наблюдений – торгов на закупку медикаментов, в которых участвовал предпочитаемый поставщик.
Вслед за Азфаром и др. (2001) и Джейном (2001) мы предполагаем, что антимонопольный контроль аукционов, проведенных анализируемым заказчиком, снижает стимулы заказчика к ограничению конкуренции. Однако, проведя регрессионный анализ, мы обнаружили, что после вмешательства антимонопольного органа число участников в торгах увеличилось, но относительные цены лотов остались прежними. Почему это произошло? С нашей точки зрения, причина состоит в пассивном поведении подставного конкурента, который стал участвовать в аукционах после вмешательства ФАС. Участие подставного конкурента снизило риск заказчика быть пойманным за нарушение антимонопольного законодательства и сделало более устойчивым долгосрочные отношения между заказчиком и предпочитаемым поставщиком. Мы приходим к выводу о том, что антимонопольное вмешательство привело к новой форме обхода закона, а не к честному поведению государственного заказчика.
Публикации в рамках проекта
Возможности горизонтального и вертикального сговора при осуществлении государственных закупок: анализ ситуаций Бальсевич А.А., Еремина А.В., Зороастрова И.В., Морозов И.А., Островная М.В., Пивоварова С.Г., Подколзина Е.А. // WP10 «Научные доклады Института институциональных исследований», М.: НИУ ВШЭ, 01/2012. [препринт, принят к печати]
"Fundamental transformation" and fake competition in public drug procurement M. Ostrovnaya, E. Podkolzina [work in progress]
Законченные проекты
Информационная прозрачность государственных закупок в российских регионах: оценка и объяснение
В результате реформы государственных закупок 2005 года в России региональные заказчики были обязаны публиковать информацию, касающуюся процедур государственных закупок и контрактов, на специальных веб-сайтах. Однако закон установил только минимальный список требований и не специфицировал стандартную структуру представления информации о размещении заказов. В результате уровень информационной прозрачности системы государственных закупок существенно отличается по регионам. Часто считается, что уровень прозрачности коррелирует с коррупцией в сфере государственных закупок и эффективностью государственных закупок в целом. Таким образом, важно иметь возможность оценить уровень прозрачности во времени и по всем регионам. В этом проекте мы измеряем прозрачность информации о государственных закупках для 83 регионов России и изучаем возможные детерминанты уровня информационной прозрачности в каждом регионе, в том числе технические характеристики системы государственных закупок и характеристики институциональной среды в регионе. Итоговый индекс информационной прозрачности государственных закупок может быть использован в качестве независимой переменной в дальнейших исследованиях, посвященных эффективности государственных закупок в России.
Публикации в рамках проекта
Доступность информации на региональных сайтах государственного заказа Бальсевич А.А., Пивоварова С.Г., Подколзина Е.А. // Госзаказ: Управление. Размещение. Обеспечение, 2010. № 22. C. 70—77 [статья]
Информационная прозрачность государственных закупок в регионах России Бальсевич А.А., Пивоварова С.Г., Подколзина Е.А. // Академическое приложение к журналу Госзаказ: управление, размещение, обеспечение, 2010. № 5. C. 38—61 [статья]
Information Transparency in Public Procurement: How it Works in Russian Regions E.A. Podkolzina, S.G. Pivovarova, A.A. Balsevich WP BRP Series: Economics, М.: НИУ ВШЭ, 01/2011. -34 с. [препринт]
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.