Экономика образования
В рамках направления «Экономика образования» проводятся исследования, объединенные идеей изучения функционирования российских высших учебных заведений с позиций институциональной теории. Мы изучаем особенности взаимодействия участников образовательного процесса и формирование норм и стандартов преподавания, исследовательской деятельности в вузах. Это позволяет по-новому взглянуть на животрепещущие вопросы стимулирования качества деятельности российских вузов.
Наша исследовательская деятельность предполагает, во-первых, изучение систем формальных и неформальных контрактов между учебным заведением и преподавателями и, во-вторых, анализ образовательных стратегий студентов, и их взаимодействия с преподавателями в рамках учебного процесса. Наряду с рассмотрением механизмов формирования академических стандартов внутри вуза, мы также уделяем значительное внимание «внешним» детерминантам деятельности учебных заведений. В частности, изучаем различия стратегий развития вузов в контексте различных ресурсных ограничений, с которыми сталкивается их руководство, их отраслевой принадлежности, правового статуса, а также представлений администрации учебных заведений о критериях качества образования.
Информационные бюллетени ЛИА
- 2009, №2(4), Новая система оплаты труда в школах. Опыт Калининградской области (Скачать, 548 k)
- 2008, №2, Академическая среда вузов (Скачать, 836.25k)
- 2008, №1, Стратегии выбора высшего учебного заведения и подготовки к поступлению в вуз (Скачать, 1764.29k)
Рассмотрим указанные направления деятельности более подробно.
Контрактные отношения между вузом и преподавателями
Контрактные отношения между высшим учебным заведением и преподавателями обычно рассматриваются в контексте механизмов стимулирования качества обучения. Исследовательская и преподавательская деятельность относятся к типам деятельности, оценка качества которых сопряжена со значительными издержками. Одной из причин этого является отсутствие легко измеримых критериев качества. Именно поэтому необходимы специальные механизмы, направленные на стимулирование качественной преподавательской и научно-исследовательской деятельности преподавателей, разработку механизмов комплексного контроля качества этих видов деятельности.
Контроль за преподавательской и исследовательской деятельностью может осуществляться как администрацией вуза, так и самим академическим сообществом. Контроль может осуществляться как формальными методами, так и посредством неформальных норм, академических стандартов деятельности, принятых в локальном сообществе. Наши исследования направлены на изучение содержания академических стандартов, того, кто и как формирует и поддерживает академические стандарты, а также внутренней мотивации преподавателей и тех неопределенностей и ограничений, с которыми сталкиваются преподаватели в ходе организации и в проведения исследований.
Образовательные стратегии студентов
Изучение стратегий обучения студентов – выбор учебного заведения, посещение вуза, распределение времени на самостоятельную подготовку, дилемма «учеба-работа» –чрезвычайно актуальная задача. Студенты являются непосредственными потребителями образовательных услуг, а знания, которые они получают в вузе, напрямую зависят от того, сколько усилий они затрачивают в процессе обучения. При изучении качества вузовских услуг обычно используют такие показатели как успеваемость студентов (в т.ч. и по результатам различных специализированных тестов), их успехи на рынке труда – заработная плата, карьерный рост. В зависимости от образовательных стратегий, которых придерживаются студенты, обучаясь в вузах, показатели качества образовательных услуг могут сильно варьироваться в результате влияния факторов, не всегда непосредственно связанных с деятельностью учебного заведения. Наши текущие проекты предполагают изучение этих эффектов.
Стратегии вузов
В течение последних нескольких лет наблюдается усиление сегментации вузовского пространства: выделение элитных и массовых учебных заведений, исследовательских и неисследовательских университетов, инновационных и прочих вузов-центров. Большинство «лейблов», приписываемых вузам, так или иначе, ассоциируются с качеством предоставляемых ими услуг. Исследования в вузах необходимы для более качественного преподавания, элитный вуз предоставляет наиболее качественное образование и т.д.
«Качество образования» становится одним из институциональных мифов в системе образования ещё и потому, что суждение о нём и его оценка в большинстве случаев осуществляется с помощью таких показателей, которые легко наблюдаемы, но как показывает более глубокий анализ не всегда релевантны. На протяжении девяностых годов низкое качество образования напрямую объяснялось низким уровнем финансирования вузов. Однако совершенно не очевидно, повысится ли это качество, если финансирование увеличить. Для того, чтобы ответить на этот вопрос мы изучаем различия в представлениях руководителей вузов о значимости показателей качества образования, факторы «качества» образовательных услуг. Отдельное внимание уделяется анализу связи между представлениями о качестве и таких факторов как ресурсная зависимость, размер, ценовой сегмент, отраслевая принадлежность и правовой статус высшего учебного заведения.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.