• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Нобелевская премия по экономике 2022 напомнила о важности стабильной банковской системы

В 2022 нобелевскую премию по экономике получили Бен Бернанке, Дуглас Даймонд и Филип Дибвиг «за изучение банков и финансовых кризисов». Пресс-релиз особо подчеркивает, что труды лауреатов  наглядно демонстрируют, насколько жизненно важно сохранение стабильности банковского сектора, особенно в периоды финансовых потрясений.

Работы лауреатов хорошо известны всем, кто хотя бы немного изучал теорию банковской деятельности. Еще в середине 1980х авторы предложили теоретическое обоснование эффективности банка как финансового посредника в экономике с множеством инвесторов (вкладчиков),  характеризующихся положительной вероятностью возникновения неожиданной потребности в ликвидных средствах на любом этапе своего жизненного цикла (шока ликвидности), и заемщиков, инвестиционные проекты которых не всегда абсолютно прозрачны, и при этом требуют долгосрочного финансирования. Ключевую роль банков авторы  видят в том, чтобы аккумулировать средства многочисленных вкладчиков, предлагая им контракты с возможностью досрочного закрытия вкладов (Diamond and Dybvig, 1983), и выдавать кредиты значительному числу разнородных, с точки зрения кредитного риска, заемщиков, обеспечивая эффективный мониторинг надежности совокупного кредитного портфеля (Diamond, 1984) и достаточный уровень кредитной дисциплины.  Банк в такой модели выступает агентом, осуществляющим диверсификацию рисков возникновения шоков ликвидности и кредитных рисков, и обеспечивает более эффективную трансформацию сбережений в инвестиции, чем распределенный рынок  каких-либо иных финансовых инструментов, и является, по сути, поставщиком ликвидности для реального сектора экономики.   

В своих работах авторы делают акцент на том, что такая модель финансового посредничества, несмотря на свою эффективность, может быть весьма нестабильной под воздействием внешних шоков, причем рост нестабильности может получить и внутреннее ускорение в силу асимметрии информации относительно рисков. Именно благодаря их трудам такое широкое распространение получил термин bank run - набег вкладчиков, массовое закрытие вкладов в банке, которое может разрастись в банковскую панику и стать причиной финансового краха и вполне надежных финансовых институтов.  Действительно, в случае, если значительное число вкладчиков, руководствуясь разными причинами – от ожидания краха банка из-за изъятий со стороны других вкладчиков (самосбывающиеся ожидания, как называют из Даймонд и Дибвиг) до макроэкономических шоков или реакции на информацию о значительном ухудшении финансовых показателей банков, не всегда, впрочем, достоверную -  забирает свои средства из банка раньше истечения сроков договоров вкладов, банк не в состоянии обеспечить нужный уровень ликвидности, и, следовательно, вынужден экстренно закрывать финансирование инвестиционных проектов заемщиков, ограничивая выдачу новых кредитов и, например, продавая существующие с большим дисконтом. Но и это не всегда помогает банку выжить. Таким образом, банковские паники могут стать причиной нарушений в работе «кредитных каналов » (credit channels), обеспечивающих функционирование реального сектора, и замедления экономического роста. На этом делает акцент, в частности, Бен Бернанке, основываясь на детальном анализе исторических событий Великой депрессии в США (Bernanke, 2018), а его опыт на посту председателя Федеральной резервной системы США (2006-2014) свидетельствует о важности поддержки финансовых институтов  в период кризиса 2007-2009гг.       

Таким образом, работы нобелевских лауреатов 2022 напоминают нам, во-первых,  о центральной роли банков как финансовых посредников между инвесторами и реальным сектором  и о необходимости поддержки банковского сектора в периоды любых, не только исключительно финансовых, кризисов с целью сохранения каналов финансирования экономической активности и предотвращения усугубления кризисных явлений в силу специфики модели банковского бизнеса. Во-вторых,  их результаты  акцентируют важность выстраивания грамотного регулирования банковского сектора, нацеленного на минимизацию ключевых угроз, возникающих в силу природы отношений банков и их клиентов и особенностей банковских продуктов: от создания эффективных систем страхования вкладов (о них Даймонд и Дибвиг писали еще в 1983 году (Diamond and Dybvig, 1983)), до совершенствования  банковских нормативов ликвидности и обеспечения прозрачности банковского бизнеса, являющихся одним из фокусов современного банковского регулирования. Нобелевская премия 2022 – сигнал о том, что при всей стремительности развития финансовых инноваций, новых платежных систем и альтернативных финансовых инструментов, ставшей ответом на пандемию COVID-19, банковский бизнес остается основой финансирования экономики, какую бы организационную форму не принимали сами банки, а это значит, что во избежание новых финансовых потрясений необходимо не забывать об основах эффективной и стабильной работы этих финансовых посредников.         

Цитируемые источники:

Bernanke, B. S. (2018) ‘The Real Effects of Disrupted Credit: Evidence from the Global Financial Crisis’, Brookings Papers on Economic Activity, 2, pp. 251–342.

Diamond, D. W. (1984) ‘Financial Intermediation and Delegated Monitoring’, The Review of Economic Studies, 51(3), pp. 393–414.

Diamond, D. W. and Dybvig, P. H. (1983) ‘Bank Runs, Deposit Insurance, and Liquidity’, Journal of Political Economy, 91(3), pp. 401–419.